Разделение властей в правовом государстве

Система разделения властей в правовом государстве


Государственная в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной правом, но и тем, как организована государственная, в каких формах и какими органами она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разделения. Согласно этой теории смешение, соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности.


Разделение властей в правовом государстве


Разделение властей — политико-правовая теория, согласно которой государственная должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Идея — Аристотелю (Предложена, Джоном Локком.

Воплощена Монтескье — выделил в отдельную ветвь судебную).

Принцип разделения означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная — судами .

Существенным признаком правового государства является определенное разделение полномочий, прерогатив и функций исполнительной, законодательной и судебной.

В целом это свидетельствует о стремлении данного типа государства предотвратить монополизацию и добиться наиболее оптимального соотношения функций при принятии решений. Осуществляя свой внутренний суверенитет на основе разделения, правовое государство добивается сбалансированности и стабильности политического развития.

Идея разделения властей была впервые выдвинута Дж.

С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой.

Принцип разделения – это идея построения и осуществления единой государственной на основе четкого разграничения между ее различными «ветвями» – законодательной, исполнительной и судебной в целях предотвращения монополизации властных полномочий в руках одной ветви.

Разграничение предотвращает возможные злоупотребления и возникновение деспотического режима, где невозможна свобода личности.

Разделение властей как принцип правового государства


Законодательная ветвь власти избирается путем всенародного голосования и создается в целях принятия законов, которые отвечали бы требованиям и интересам большинства избирателей. Законодательная ветвь власти вырабатывает общую стратегию и направление развития общественных институтов.

Именно в рамках этой ветви власти должны приниматься справедливые законы, основанные на принципах построения правового государства.

Исполнительная ветвь создается в целях неукоснительного исполнения законов, принятых законодательной ветвью власти, а также в целях реализации государственной политики и оперативно-хозяйственной деятельности.

Исполнительная должна быть подотчетна законодательной ветви власти.

Каждая из ветвей самостоятельна и независима в рамках осуществления присущих ей полномочий, это способствует развитию системы сдержек и противовесов и не допускает появление монополии на политическую.



[1] История политических правовых учений XVII – XVIII в.в.

– М. Наука, 1998. – с. 106 [2] История политических правовых учений XVII – XVIII в.в.

– М. Наука, 1998. – С. 107 [3] Антология мировой политической мысли 1 том Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция. — М. Мысль, 1997. – С. 374 [4] История политических правовых учений XVII – XVIII в.в.

М. Наука, 1998. – С. 111 [5] Рождение французской буржуазной политико-правовой системы/Ливанцев К.Е.

Разделение властей это принцип или теория, исходящая из того, что для обеспечения процесса нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друга. Это законодательная, исполнительная и судебная.

Законодательная должна принадлежать парламенту, исполнительная правительству. И судебная суду. Теория о разделении властей — это теория о соотношении властей в государстве.